«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

0
58

«Шторм становится нормой»

Радость от общения с семьей, недостаток личного контакта с сотрудниками, лень, неопределенность и перелом в сознании. Бизнесмены и чиновники подвели итоги первого года жизни в условиях пандемии

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Министр финансов Антон Силуанов: «Нужно всегда держать порох сухим»

«Мы вынуждены меньше общаться с коллегами по работе, с друзьями. И вот эти все ограничения, они, конечно, давят. Чем быстрее мы поборем эту болезнь, тем быстрее мы сможем вернуться к обычной нормальной жизни. По ней очень сильно соскучились, это правда. Надо жить и радоваться возможности общения, еще раз повторюсь, с друзьями, с коллегами. Это дорогого стоит. Это что касается меня лично.

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Video

Что касается профессиональной деятельности, то понимаешь, что надо быть готовым к любым вызовам и испытаниям. Потому что для бюджета это было непредсказуемо. Мы не могли подумать, что закроются целые отрасли, сектора экономики. Мы готовились к снижению цен на нефть, возможно, но здесь наложилось одно и на другое. Поэтому какой вывод: нужно всегда держать порох сухим, что называется, и иметь паровоз на запасном пути. То есть не соблазняться на предложения о росте дефицита и увеличении долга. Это касается и федерального уровня, и субъектов Российской Федерации. Если мыбы не накопили тот запас прочности, нам сейчас былобы очень сложно принимать решения с точки зрения реагирования такими большими финансовыми вложениями на вот эти вызовы, с которыми мы столкнулись. Поэтому нужно всегда быть в тонусе, нужно всегда быть готовым к ответу на серьезные сложные вызовы. Вот, собственно, чему научила Министерство финансов ситуация текущего года».

Когда мог быть выявлен первый случай COVID-19 в мире

До сих пор остается загадкой, как и когда новый тип коронавируса появился среди людей. Китайские власти сообщили об обнаружении кластера случаев 31 декабря— с этой даты ведется таймлайн пандемии на сайте ВОЗ. Организация уточняла, что симптомы заболевания у первых пациентов наступили в период с 8 декабря 2019 года по 2 января 2020 года.

Одна из самых ранних вероятных дат появления первого заболевшего— 17 ноября. Газета South China Morning Post со ссылкой на данные властей в марте сообщила, что 17 ноября в Китае заболел 55-летний мужчина из провинции Хубэй. Тамже говорилось, что к 20 декабря уже было 60 подтвержденных кейсов. На эту публикацию обратила внимание газета The Guardian и другие мировые СМИ.

Еще одна дата, которая расходится с официальной версией,— 1 декабря. Медицинский журнал The Lancet опубликовал отчет врачей из больницы Цзиньинтань в Ухане, которая лечила некоторых из самых первых пациентов. В расчетах специалистов указана дата 1 декабря.

Одним из первых врачей данные о новой опасности передала представителям системы здравоохранения Китая доктор Чжан Цзисянь. Она 27 декабря на снимках легких нескольких пациентов с симптомами гриппа увидела особенности течения заболевания, присущие атипичной пневмонии.

30 декабря другой врач, Ли Вэньлян, в группах соцсети WeChat сообщил о семи случаях заражения атипичной пневмонией (SARS) в Ухане. В это время он еще не знал, что возбудитель— это новый вирус. Жителей Китая встревожило это сообщение, и на следующий день Ли Вэньляна и других врачей, рассказавших в сети о новой угрозе, вызвали в полицию города Ухань. Им вынесли предупреждение и пригрозили уголовным наказанием за ложные заявления (уже на следующий день Китай сообщил в ВОЗ о вспышке неизвестной пневмонии в этом городе.— РБК). Спустя месяц появились сообщения о том, что доктор Ли Вэньлян умер от последствий коронавируса.

Также высказывались версии, что «вполне возможно» первые случаи заболевания произошли еще в сентябре. Исследователи из Кембриджского университета пришли к такому выводу, проанализировав мутации вируса. Согласно их расчетам, вспышка COVID-19 могла начаться в период между 13 сентября и 7 декабря 2019 года.

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Вице-премьер Виктория Абрамченко: «Мы проходим тест на эмпатию»

«Пандемия заставила посмотреть на многие уже привычные вещи по-другому, заострить внимание на действительно важном. На личном общении с близкими, на силе поддержки и взаимовыручке. В таких ситуациях мы действительно проходим тест на эмпатию.

Еще позволила совершенно иначе посмотреть на процессы в моих блоках. С одной стороны, закономерным следствием этого периода стало ускорение принимаемых решений, в том числе за счет перехода на онлайн-формат коммуникаций, а значит, и динамики самой нашей работы, работы команды по развитию вверенных нам отраслей. С другой— ограничительные меры, замедление экономики страны «оголили» уязвимые области или, наоборот, неожиданные зоны, которые требуют контроля.

Например, буквально в ручном режиме мы регулировали потоки поставок продовольствия, чтобы справиться с ажиотажным спросом. Или пример нехватки импортных овощей на Дальнем Востоке при закрытых границах. Решения принимались очень быстро.

Другой пример— как в мире боролись с огромными завалами мусора. Люди уходили на самоизоляцию, мусор мигрировал из офисов в дома или дачные поселки, где никогда не было такого объема. Это провоцировало сбои в логистике.

Я очень надеюсь, что пандемия обратила всеобщее внимание и на экологию. Как говорят, «природа настолько очистилась». Если серьезно, режим самоизоляции мог повлиять на осмысление отношений человека к окружающей среде. Действительно в мире фиксировали снижение антропогенного влияния, режим самоизоляции приводил к хоть и вынужденному, но более ответственному потреблению, плюс люди начали наглядно представлять, сколько они производят мусора. У нас определенно есть шанс стать экологичнее в будущем».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Президент ВТБ Андрей Костин: «Пандемия будет содействовать дальнейшей цифровизации процессов»

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

«[Главное изменение в жизни из-за COVID] как у всех, наверное,— это минимальное социальное общение, практически отсутствие каких-то мероприятий, ношение маски в публичных местах, отсутствие большого количества командировок. И увеличение, конечно, дистанционной работы.

[Пандемия], как, наверное, и в других сферах, сильно будет содействовать дальнейшей цифровизации процессов [в банковском секторе]. Второй вывод— в оценках, в планировании мы должны учитывать вопросы [появления пандемии] как один из рисков. Хотя, конечно, предсказать их сложно, но они, к сожалению, в жизни случаются».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Президент Сбербанка Герман Греф: «COVID стал экзаменом на переосмысление подходов»

«Мы все столкнулись с новыми вызовами, которые оказали колоссальное влияние на жизнь каждого из нас, и в том числе на банковский бизнес, потому что, как правило, проблемы, возникающие в других отраслях, неизменно сказываются и на нашей сфере.

Мы были вынуждены принимать нестандартные решения, при этом ни на минуту не прекращали обслуживание наших клиентов.

Как результат, «Сбер» остается прибыльной компанией, мы успешно завершили свой ребрендинг и выплатили в этом году беспрецедентные в новейшей истории страны дивиденды своим акционерам, половина из которых пошла в бюджет страны. Я считаю, что команда «Сбера» справилась с вызовами, которые поставил 2020 год, хотя, конечно, весь масштаб последствий пандемии нам еще предстоит оценить.

В личном плане, наверное, как и многие из нас, я стал внимательнее относиться к своему здоровью, здоровью своих близких и коллег.

Три года назад мы взяли курс на цифровизацию, и пандемия еще раз подтвердила его правильность. Сегодня мы не разделяем онлайн и офлайн и считаем, что они должны существовать в гармонии, дополняя друг друга. Правильно, когда можно начать процесс онлайн, а потом завершить его офлайн, или наоборот.

Отличный рост продемонстрировали небанковские продукты и сервисы экосистемы «Сбера»— сервисы для жизни, для решения ежедневных задач, с которыми сталкивается каждый. В сентябре на «СберКонф» мы представили несколько новых продуктов, которые сделают нашу экосистему еще более многофункциональной для клиентов. Так что главный итог— наша экосистемная стратегия выдержала проверку кризисом и оказалась очень востребованной, хотя мы, конечно, не планировали реализовывать ее в таких обстоятельствах.

Любой кризис чему-то учит, и тем более коронакризис— уникальный по своей природе. Я часто говорю, что мы живем в мире, сложность, неопределенность и непредсказуемость которого растут по экспоненте. И COVID-19 этой неопределенности еще добавил. У людей сузился горизонт планирования, стратеги вынужденно превратились в тактиков, на первый план вышло интуитивное мышление, способности к адаптации, смелость переизобрести себя в критический момент. И для меня, и для всех COVID-19 стал экзаменом на переосмысление подходов к бизнесу, готовность к быстрой трансформации, шансы на успех которой будут выше, если накоплена база. У «Сбера» она, к счастью, имелась, поэтому нам было чуть проще.

Еще один вывод заключается в том, что всегда нужно иметь три прогноза: оптимистичный, пессимистичный и базовый, то есть готовиться к худшему и надеяться на лучшее. Мы такие прогнозы того, как COVID повлияет на наш бизнес и экономику страны в целом, сделали. И пока что реальность показывает нам нечто среднее между базовым и оптимистичным прогнозом. А поскольку счастье— это ожидания минус реальность,— я счастлив, что мы идем не по худшему сценарию.

И третий вывод— мы сильнее, чем думаем. Я склонен считать, что судьба посылает только те испытания, которые нам по силам. Поэтому мы учимся не только по учебникам, но и на ходу, на бегу, на лету. Применяем, хочется верить, все те навыки и знания, которые получили. И становимся сильнее. Вариантов отсидеться, переждать шторм нет, потому что шторм, похоже, становится новой нормой, и в смысле стабильности дальше легче не будет. Но будет интересно, это я могу гарантировать».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Игорь Шувалов, председатель ВЭБ.РФ: «Роль институтов развития в периоды кризисов становится более наглядной»

«Пандемия еще раз обратила внимание, что важно заботиться о здоровье своей семьи, близких, команды. Повышенная ответственность за окружающих— это то, что особо обострила пандемия.

Роль институтов развития в периоды кризисов становится более наглядной. ВЭБ.РФ в этом году не приостановил финансирование ни одного проекта. Это новые крупные предприятия, инфраструктуры, развитие городов. За каждым таким проектом стоят тысячи новых рабочих мест. Кроме того, мы активно вовлечены в антикризисную повестку правительства, предоставляя поручительства коммерческим банкам для кредитов предприятиям на сохранение зарплат и рабочих мест.

В рамках программы по кредитованию МСП для поддержки занятости населения (кредиты под 0%) ВЭБ.РФ выдал поручительства 15 банкам на 100 млрд руб. Это позволило выдать кредиты предприятиям с общей численностью работников порядка 1,39 млн человек. В рамках программы по кредитованию бизнеса для поддержки занятости населения (ФОТ 2%) ВЭБ.РФ выдал поручительства 40 банкам на общую сумму 398,5 млрд руб.».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Председатель правления Райффайзенбанка Сергей Монин: «Пандемия превратилась в универсальное оправдание любой неудачи»

«Не помню, чтобы когда-нибудь столько времени уделял детям, кажется, они тоже рады.

Уже в апреле стало очевидно, что коронавирусный кризис имеет сильное влияние на ожидания людей, драматически их ухудшая. По сути, на все ожидания. И у потребителей, и у бизнеса. Очень быстро стало принято думать, что 2020-й — это крайне неудачный год и лучшее, что можно делать, — это «спрятаться в домике». Пандемия превратилась в универсальное оправдание любой неудачи. Мы начали активно бороться с таким образом мышления. Думаю, именно это в сочетании с нашими исключительно талантливыми сотрудниками поможет нам показать в итоге выдающийся результат в этом году. Сверхамбициозные цели очень важны для создания компании великих достижений. Наши ограничения чаще всего только в нашей голове.

Мы всерьез задумались о гибридном формате работы, которыйуже после того, как COVID-19 будет побежден и все ограничения будут сняты, объединит преимущества удаленки, когда сотрудник сам эффективно распоряжается своим временем, присутствия в офисе, где происходит общение, совместный поиск идей. Такой формат позволит нам меньше зависеть от внешних факторов и обеспечит сотрудникам еще большую свободу в выборе удобного подхода к работе. Надо сказать, что этот год показал правильность нашей ставки на автономность и самоорганизацию команд в достижении своих целей. Мы всегда считали, что такой подход притягивает к нам суперталантливых людей. Централизованные организации с ручным управлением неизбежно потеряли в эффективности при удаленной работе».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Гендиректор Национальной медиа группыОльга Паскина: «Последние несколько месяцев— это сдвиг всех парадигм»

«Главное личное изменение из-за COVID-19— усиление влияния цифрового мира на мою жизнь. Как в негативном плане (увеличение времени в цифровых экранах), так и в позитивном— онлайн-учеба, сокращение времени на дорогу, покупки онлайн, концентрация на главном за счет Zoom-форматов, ушло много лишних коммуникаций. Все это требует масштабной перезагрузки и переосмысления себя как личности, профессиональных качеств, востребованных новыми реалиями, подходов к найму и развитию, новых форм управления. Это колоссальный вызов для каждого из нас и всего человечества.

Последние несколько месяцев— это сдвиг всех парадигм, изменение моделей управления и форм общения. Для меня лично это время наблюдения, трансформации и окончательной смены лидерского подхода— от системы контролей к сервисному лидерству, когда на первый план вышли доверие, интуиция, поддержка и опора на человеческие качества— возможно, даже больше, чем на профессиональные».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: «Важно быть рядом с теми, кто тебя поддерживает»

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

«Последние годы мы все так быстро бежали вперед, что мы уже не понимали, что рядом с нами есть наши близкие. Мы жертвовали очень многим для работы и для достижения своих целей. Я думаю, что один из выводов, который мы все сделаем: как важно быть рядом с теми, кто тебя поддерживает, как важно быть рядом с теми, кого ты любишь, как важно, находясь рядом с ними, быть рядом с ними, а не присутствовать при этом в сознании на деловом совещании».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Основатель туроператора Tez Tour Александр Буртин: «На текущий момент мы почти безработная отрасль»

«Главное изменение— туристический бизнес упал примерно на 90%. Бизнес— это тоже часть личной жизни. Еще из личных впечатлений— из-за пандемии стало сложно передвигаться. По роду деятельности я привык много летать. Но теперь куда-то выехать— это сама по себе сложная процедура, а если и выезжаешь, то не понимаешь, вернешьсяли из-за соблюдения всех правил.

На текущий момент мы почти безработная отрасль. Из полетных программ осталась только Турция, для которой сейчас не сезон, летают несколько регулярных рейсов на Кубу, в ОАЭ, но это ни о чем. Что касается внутреннего туризма— никто не построил за этот год в два раза больше отелей, не появилось каких-то инфраструктурных решений. Если говорить о том, готовыли люди к путешествиям,— да, готовы, но очень маленький процент. Есть те, кто готовы уехать, но на более длительный срок, это достаточно богатые люди, которые хотят быть сейчас вдали от проблем.

Понятно, что в текущих условиях индустрия путешествий не может быть прибыльной или перспективной, и мы все думаем, как будем выкручиваться из этой истории. Это касается туризма, гостиничного бизнеса, авиации и других индустрий, связанных с путешествиями. Если раньше, когда закрывалась одна страна,напримерЕгипет или Турция, уже был большой вопрос, что с этим делать, то сейчас даже те полетные программы, которые есть в открытые страны,— это капля в море. Рост заболеваемости в России— сигнал, чтобы не ехать, потому что туристы боятся заболеть. Все пребывают в ситуации ожидания, никто не знает, что будет дальше, и есть принципиальная неопределенность, сколько может продлиться эта ситуация. Сначала все ждали, что разберемся к лету 2020-го, потом к осени, потом к зиме. Но есть понимание, что даже к весне следующего года говорить о массовом решении проблемы не приходится.

Врядли проблему с COVID-19, даже путем массовой вакцинации, удастся решить к летнему туристическому сезону 2021 года. Может быть, в следующем году мы будем более толерантны к COVID-19 и привыкнем, как привыкаем ко всему, будем более подготовленными с точки зрения мер безопасности— маску надел, руки помыл и поехал. Но понятно, что такой туризм не будет массовым— и по экономическим причинам, и из-за нежелания путешествовать, потому что это сопряжено с дополнительными рисками заболевания, нахождения в больнице в чужой стране и так далее. Спрос на путешествия упадет».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Гендиректор холдинга «Газпром-Медиа» Александр Жаров

«Главное изменение— дистанционный формат управления, общения и работы. Это принципиальное изменение, которое позволило не только оптимизировать многие процессы администрирования и коммуникаций, но и запустило глобальный процесс «деформализации» управленческой коммуникации, когда многие вопросы стали решаться эффективнее, проще и быстрее, а люди научились работатьне выходя из дома.

Это про работу. Еслиже говорить про человеческие отношения— это новый уровень ответственности за жизнь и здоровье окружающих— семьи, близких, коллег и сотрудников. Люди— главное в нашем бизнесе. И мы не можем их оставить наедине со своими проблемами. Будем нести ответственность. И помогать.

Медиаиндустрия была внесена в перечень пострадавших отраслей, которая нуждается в государственной поддержке. Этим все сказано. Год у нас был очень непростой: закрылись кинотеатры, исчез спорт, откладывались съемки, просел рынок телерекламы, который является основным источником наших доходов. Так что финансовый эффект для нас будет ожидаемо отрицательный. С осени ситуация стала выправляться, итоговый масштаб будет понятен по завершении года. В тоже время— люди вернулись к телевизорам, резко выросло телесмотрение, взрыв народной любви испытали на себе онлайн-кинотеатры— и это все для нас сработало в позитив.

Плюс, благодаря карантину появились и прижились новые форматы: скринлайф-сериалы, живые онлайн-концерты; наши креативные команды придумали новые рекламные инструменты, привлекли новых рекламодателей. Это тот опыт, который мы точно заберем собой в постковидное будущее.

Пандемия, как и любое большое испытание, лишь укрепила меня в понимании важности базовых принципов жизни: внимании к ближнему, помощи пострадавшим, поддержке младшим и старшим. В такие периоды остро чувствуешь, что когда твои родные и близкие, твои коллеги и соратники живы и здоровы— это настоящее счастье».

«Вариантов отсидеться нет»: бизнес и политики — об итогах года с COVID

Главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский: «Это действительно слом мировоззрения»

«Главное открытие для меня в том, что такие крупные структуры, как Альфа-банк, могут иметь до 70% сотрудников на удаленке без потери эффективности. Это действительно слом мировоззрения. История нескольких последних столетий, история урбанизации, говорила нам, что лучшие карьерные возможности сосредоточены в мегаполисах. Теперь это необязательно так. Времена, когда для работы в крупной компании нужно было переезжать в большой город, проходят. Человек сможет жить в маленьком городе и работать в крупнейшем частном банке страны.

Альфа-банк уже 30 лет живет с вопросом: «А что если кризис завтра?» Отличительной особенностью «Альфы» всегда была способность выходить из кризисов еще сильнее, укрепляя доверие клиентов.

Вывод— это важность бренда работодателя. По мере того как физическое расстояние между офисом и работниками будет увеличиваться, фактор вовлеченности, синхронности ценностей бренда и сотрудника будет становиться все важнее. Поэтому выигрывать будут работодатели с яркой корпоративной культурой, которые притягивают лучших людей».

Редакция РБК