Стартап из Алабамы представил автономный самолет для доставки небольших спутников

0
73

Стартап из Алабамы представил автономный самолет для доставки небольших спутников

Компания Aevum из Алабамы представила собственную систему запуска спутников под названием Ravn X. Это автономный самолет и ракета-носитель. Система предназначена для доставки спутников в космос каждые 180 минут.

Длина аппарата составляет 24 метра, а размах крыльев — 18 метров. Беспилотник имеет полную взлетную массу 25 т. Самолет запускает ракету на высоте от 10 до 20 км.

Стартап из Алабамы представил автономный самолет для доставки небольших спутников

Основатель и генеральный директор Aevum Джей Скайлус назвал автономный самолет «первой ступенью» новой системы запуска. По его словам, использование в этом качестве самолета имеет ряд преимуществ, так как данные летательные аппараты могут стартовать при различных погодных условиях и из разных мест. Скайлус утверждает, что его БПЛА может взлететь с любой взлетно-посадочной полосы протяженностью 1,6 км.

Скайлус основал Aevum в июне 2016 года, проработав несколько лет в НАСА и в коммерческих космических компаниях, включая Boeing и Firefly Aerospace. В его компании в настоящее время около 180 штатных сотрудников. Он планирует запустить свою первую орбитальную миссию в 2021 году.

Существующие системы запуска с воздуха — ракету-носитель Pegasus от Northrop Grumman и LauncherOne от Virgin Orbit — приходится запускать с фактически отрицательным показателем дельты V (изменением скорости космического аппарата, необходимым для выполнения орбитального манёвра). Это связано с тем, что после того, как ракета выпущена из самолета, пилотам требуется несколько секунд, чтобы отвести его на безопасное расстояние, и к тому времени, когда ракета запускает свои двигатели, она ускоряется обратно к Земле. Скайлус отмечает, что это делает наземные системы запуска более привлекательными.

В Aevum задумались о концепции автономной первой ступени. Ракета оснащена двумя двигателями на жидком топливе для основной ступени, каждый с тягой в 2,3 тысячи кг, и одним двигателем верхней ступени. По словам Скайлуса, эти двигатели прошли огневые, квалификационные и приемочные испытания.

И самолет, и ракета-носитель используют в качестве пропеллента топливо для реактивных двигателей Jet-A, которое доступно почти во всех аэропортах США. Это приводит к снижению производительности ракетных двигателей на 1-2%, но главное, по словам разработчиков, — обеспечить возможность реагирования. Архитектура автономного запуска оптимизирует каждый запуск с учетом таких переменных, как погодные условия, воздушное движение, пункт назначения на орбите, вес полезной нагрузки, графики работы наземной бригады и другие процессы, чтобы обеспечить бесперебойное обслуживание в автономном режиме. Ravn X была построена с нуля как многоразовая. После доставки на низкую околоземную орбиту БПЛА должен возвращаться на Землю, приземляться на взлетно-посадочной полосе и парковаться в ангаре.

После презентации Ravn X намечен ряд тестовых полетов. Aevum разрабатывает ракету, способную доставить 100 кг груза на солнечно-синхронную орбиту примерно на высоте 500 км. Первоначально компания будет выполнять миссии с космодрома Сесила, которым управляет международный аэропорт Джексонвилля.

В Aevum заявили, что уже подписаны контракты на запуски на сумму более $1 млрд, включая миссию ВВС ASLON-45, первую официальную миссию по запуску малых космических кораблей. Заказчиком и партнером Aevum выступают Космические силы США.