Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

0
82

Температурные рекорды в начале лета и чемпионат Европы по футболу не помогли пивоварам нарастить продажи во втором квартале: по официальной статистике они снизились, сами крупнейшие игроки отчитались в лучшем случае о слабом росте

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

В апреле—июне 2021 года розничные продажи пива снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 2%, следует из данных Росалкогольрегулирования (РАР). Ведомство ведет свою статистику на основе данных системы ЕГАИС, учитывающей производство и продажи алкогольной продукции в рознице и общепите. Во втором квартале этого года были реализованы 172,6 млн дал пива против 175,9 млн дал годом ранее.

В первом квартале 2021 года розничные продажи пива, по подсчетам службы, также упали: в январе—марте они составили 134,5 млн дал, что почти на 7% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Второй квартал потенциально мог помочь продажам пива: в Центральной России, на Урале и в Сибири в мае и июне стояла аномально жаркая погода. А 11 июня начался чемпионат Европы по футболу, отдельные матчи которого принимала и Россия. Как правило, крупные футбольные события, спонсорами которых выступают пивоваренные компании, способствуют росту продаж.

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз убежден, что во втором квартале 2021 года продажи пива все-таки показали небольшой (1–2%) рост. Эксперт заявляет, что статистика неправильно учла поданные производителями декларации. В Росалкогольрегулировании мнение Дробиза не комментируют.

О чем свидетельствует отчетность пивоваров

Крупнейшие мировые пивоваренные компании не раскрывают показатели продаж на локальных рынках, но указывают динамику. У принадлежащей датской Carlsberg Group пивоваренной компании «Балтика» (бренды «Балтика», Carlsberg, Tuborg, Zatecky Gus и др.) продажи в первом полугодии 2021 года выросли на 6% год к году. Но, как уточнил руководитель внешних коммуникаций «Балтики» Алексей Коломенцев, такой рост обеспечил в основном первый квартал, когда продажи год к году увеличились сразу на 16%. В апреле—июне этого года прирост составил только 0,3% по сравнению с темже периодом 2020 года.

Турецкая Anadolu Efes (Efes, Beck's, Miller и др.), которая в России управляет совместным бизнесом с AB InBev («Клинское», «Сибирская корона», Bud, Hoegaarden) констатирует, что во втором квартале 2021 года продажи на российском рынке год к году практически не изменились.

Читайте на РБК Pro

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

«Вы тупые?!»: как дерзкий маркетинг помог шведской Oatly покорить мир

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

Какие хитрости легендарных мошенников пригодятся вам во время переговоров

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

На рынке полупроводников — безумный ажиотаж. За какими акциями следить

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

Morningstar предостерегает от покупки этих 12 акций США. Полный список

Голландская Heineken отдельно данные за второй квартал не раскрывает. За все полугодие продажи концерна в России увеличились на 4–6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

Скромный рост продаж во втором квартале 2021 года объясняется не снижением интереса потребителей к пиву, а эффектом высокой базы 2020 года, когда отрасль показала значительный рост, объясняет представитель AB InBev Efes. Лето 2020 года тоже было жарким, но тогда основным фактором высоких продаж стала самоизоляция в апреле—мае, которая позитивно отразилась на продажах и других алкогольных напитков. Продажи пива в июне—августе 2020 года оказались рекордными за три предыдущих года, увеличившись на 6,2% год к году, констатировала исследовательская компания NielsenIQ.

Жара способствовала увеличению продаж и этим летом, но карантинные ограничения во многих регионах России и последствия пандемии нивелировали этот эффект во втором квартале, считает Коломенцев из «Балтики». Из-за ограничений на региональном уровне все еще не полностью восстановился сегмент HoReCa (продажи в ресторанах, барах, отелях), указал директор по корпоративным отношениям Heineken в России Алексей Воробьев.

Скромный прирост продаж фиксируют и ретейлеры. В «Магните» в апреле—июне пива было продано на 2,3% больше, чем за тотже период 2020-го. В первом квартале было зафиксировано снижение продаж год к году на 1%. В сети «Ашан» во втором квартале продажи пива выросли на 5%.

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

Кому повезло с погодой

Жаркий июнь сыграл на руку производителям безалкогольных напитков. В «Ашане» продажи питьевой воды в апреле—июне 2021 года выросли, по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, на 70%. В «Магните» продажи питьевой воды выросли почти на 38%, минеральной воды— на 23%, соков и нектаров— на 20%.

Американская PepsiСo (владеет, в частности, брендом Aqua Minerale) в своей отчетности указывает, что продажи напитков в Европе во втором квартале выросли на 17% в натуральном выражении во многом за счет Франции, России и Великобритании, где был зафиксирован минимум 10-процентный рост. У Coca-Cola (один из брендов— Bon Aqua) во втором квартале в регионе, к которому относится и Россия, продажи в натуральном выражении увеличились на 21%. Занимающаяся непосредственно производством и дистрибуцией напитков Coca-Colla Hellenic Bottling Company приводит данные только за все полугодие: в России продажи в натуральном выражении за шесть месяцев выросли на 24–26%.

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро

Прошлый год был экстраординарным: люди реже выходили из дома из-за ограничений, не посещали вечеринки и рестораны, не покупали воду по пути куда-то, поэтому несколько каналов продаж были просто выключены, напоминает представитель российского офиса PepsiСo. «Сейчас мы наблюдаем нормальное потребление, которое подстегнуло жаркое лето»,— отметил собеседник РБК. В пресс-службе Coca-Cola не ответили на запрос РБК.

В этом году весенне-летний сезон на всей территории России отличался жарой, которая стимулировала рост потребления напитков, а во многих регионах были сняты карантинные ограничения, которые активизировали традиционные каналы продаж, например HoReCa, резюмировал президент Союзнапитков Максим Новиков.

Анна Левинская Приучастии Елена Сухорукова Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех

Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро