Подорожавший сахар стал одной из причин падения спроса на карамель

0
11

Россияне покупают все меньше карамельных конфет из-за изменившихся потребительских вкусов. В 2020 году на падении спроса, по словам производителей, сказался и рост цен — его спровоцировало подорожание сахара

Подорожавший сахар стал одной из причин падения спроса на карамель

В 2020 году продажи леденцовой карамели с начинкой упали в натуральном выражении на 10%, без начинки— на 8%, свидетельствуют предоставленные РБК данные исследовательской компании NielsenIQ. Выводы базируются на результатах аудита розничной торговли в городах с населением от 10 тыс. человек и учитывают продажи во всех торговых каналах: как в современной рознице, так и, к примеру, на открытых рынках. В денежном выражении продажи карамельных конфет с начинкой снизились на 8%, без начинки— на 9%. Абсолютных цифр по продажам NielsenIQ не раскрывает.

Росстат пока располагает данными о производстве карамели только за 11 месяцев прошлого года: за этот период было произведено 161 тыс.т карамели, что на 0,5% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.

На снижение спроса на карамель указывало 25 января и рейтинговое агентство Fitch Ratings в своем обзоре, посвященном крупнейшему в России производителю сладостей— холдингу «Объединенные кондитеры» (конфеты и шоколадки «Аленка», «Батончик», «Вдохновение», «Кис-Кис» и др.).

Подорожавший сахар стал одной из причин падения спроса на карамель

Почему стали покупать меньше карамели

Сегмент карамели в России падает уже несколько лет подряд, уточнила РБК первый рейтинговый аналитик Fitch Ratings Татьяна Бобровская, указывая, что данные по рынку предоставлены самими «Объединенными кондитерами». В холдинге на вопрос про карамель не ответили. По информации NielsenIQ, в 2019 году продажи карамельных конфетс начинкой снизились на 13% в натуральном выражении и на 9% в денежном; продажи карамели без начинки в 2019 году упали на 3% в натуральном выражении и остались на томже уровне в денежном.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Магнит» запустит небольшие киоски в офисах и парках

Спрос на карамель падает на фоне изменения структуры покупателей, указывает Бобровская. Снижаются в первую очередь продажи традиционной карамели, которая наиболее популярна у старшего поколения. Современные потребители стали уделять больше внимания здоровому образу жизни, и карамель, которая состоит в основном из сахара, не воспринимается ими как полезный продукт, согласна председатель совета директоров кондитерской компании «Конфаэль» Ирина Эльдарханова. Спрос на традиционную карамель в целом по рынку падает, согласен Дмитрий Жирнов, замгендиректора по кондитерскому производству «Эссен Продакшн АГ» (конфеты под брендом «35», Cho Ko-Te и др.). Хотя у самой компании в 2020 году продажи карамельных конфет выросли за счет нового продукта— жевательной карамели.

Читайте на РБК Pro

Подорожавший сахар стал одной из причин падения спроса на карамель

«Жадные и ленивые зумеры»: почему компании недовольны работой молодежи

Подорожавший сахар стал одной из причин падения спроса на карамель

Казус Моргенштерна: зачем брендам скандальные рекламные кампании

Подорожавший сахар стал одной из причин падения спроса на карамель

Хватит оправдываться: как говорить с коллегами об их ошибках

Подорожавший сахар стал одной из причин падения спроса на карамель

Как в России запретили давать взятки и «прятать» имущество в биткоинах

На снижение спроса, по словам Эльдархановой, повлияло и то, что в прошлом году цены на карамель выросли из-за подорожавшего основного сырья— сахара: если в 2019 году производители кондитерских изделий закупали сахар по 23 руб. за 1кг, то в 2020 годуцены выросли почти вдвое.

В начале декабря 2020 года заводы-производители, по информации Минсельхоза, продавали сахар по 41,84 руб. за 1кг, тогда как годом ранее цена была всего 19,05 руб. После того как на рост цен обратил внимание Владимир Путин, производители сахара, торговые сети и правительство договорились зафиксировать цены— оптовая цена на сахар не должна превышать 36 руб. за 1кг. Но не все производители продают сахар по установленным ценам, указывает Эльдарханова.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Bloomberg узнал о схеме поставки венесуэльской нефти в Китай

Подорожавший сахар стал одной из причин падения спроса на карамель

В конце января кондитеры жаловались, что закупить сахар сейчас можно только по 39–44 руб. за 1 кг в зависимости от региона. Доля сахара в кондитерских изделиях составляет 14–40% в зависимости от категории, оценивал исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. Он предупреждал о возможном росте цен на карамель, зефир, пастилу и другие кондитерские изделия.

Средняя оптовая цена на карамель выросла за весь 2020 год на 6,5%, до 98,3 тыс. руб. за тонну, в отдельно взятом декабре карамель в опте подорожала год-к-году на 19%, до 111,2 тыс. руб., свидетельствуют данные Росстата. При этом в рознице резкого подорожания карамели служба пока не фиксировала: в 2020 году средняя цена изменилась по сравнению с предыдущим годом всего на 1,2% и составила 217,4 руб. за 1кг. В декабре 2020 года 1кг карамели стоил в магазинах 220,5 руб., что на 3,2 руб. дороже, чем в декабре 2019 года.

Для потребителей карамель— по-прежнему более доступный продукт, чем, например, шоколадные конфеты, которые стоят в среднем в полтора-три раза дороже. В декабре, по данным Росстата, 1кг шоколадных конфет (натуральных и с начинкой) стоил 648,6 руб., а 1кг мягких конфет, глазированных шоколадом,— 325 руб. В тоже время карамель примерно в 1,3 раза дороже печенья, килограмм которого в декабре 2020 года стоил в российской рознице 168,2 руб.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Илья Авербух отказался от ледовых шоу в Москве из-за новых ограничений

Из-за изменения структуры покупателей спрос сместился в сторону других кондитерских изделий— например, мучных, какаосодержащих, а также зефира и пастилы, указывает Бобровская из Fitch Ratings. В этих условиях производители, по ее словам, уменьшают маркетинговую и промоактивность в сегменте карамели, что и влияет на объем продаж. Спрос перераспределился в сторону мучных изделий, подтверждает представитель «Объединенных кондитеров».

В Fitch Ratings на фоне сдержанных потребительских настроений ожидают, что рынок кондитерских изделий в 2021–2022 годах будет расти «низкими однозначными числами», а более востребованными будут экономичные продукты, например хлебобулочные изделия. Возможности производителей повышать цены будут ограничены из-за того, что на расходах потребителей скажутся невысокий рост реальных доходов и связанные с пандемией ограничения, а конкуренция на рынке кондитерских изделий будет сильной.

Оставались дома и пили чай с печеньками

Помимо карамели в 2020 году упали продажи конфет в коробках, отмечает Fitch Ratings. Спрос на коробки конфет упал из-за того, что в 2020 году из-за пандемии было меньше мероприятий и торжественных событий. Продажи ассорти шоколадных конфет в 2020 году, по данным Nielsen IQ, упали на 5% в натуральном выражении и на 3% в денежном.

Конфеты в коробках покупают, чтобы кого-то поздравить или для торжественных целей, а в 2020 году праздничных событий было меньше, согласен представитель «Объединенных кондитеров». По его мнению, «люди остались дома и вспомнили русскую традицию— пить чай с печеньем и конфетами».

Елена Сухорукова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь