Первый в истории турнир по квантовым шахматам выиграл исследователь Amazon

0
85

Первый в истории турнир по квантовым шахматам выиграл исследователь Amazon

Сотрудник Amazon Александр Кубица выиграл первый в мире турнир по квантовым шахматам. Турнир прошёл во время конференции по квантовым вычислениям Q2B на прошлой неделе.

Первый турнир по квантовым шахматам состоялся 9 декабря в рамках виртуальной конференции Q2B 2020, посвящённой квантовым вычислениям. Первое место занял Александр Кубица из Amazon, выиграв у пяти оппонентов из других компаний.

Квантовые шахматы разработал Крис Кантуэлл, сотрудник Quantum Realm Games в Калифорнии в 2016 году. Аспирант Университета Южной Калифорнии придумал идею новой игры, работая над проектом для класса творчества и изобретательства. По задумке автора, игра не обучает квантовой механике, она развивает интуитивное чувство правил, которые работают в квантовой теории.

В 2016 году актёр и режиссёр Алекс Уинтер снял ролик, в котором Пол Радд, сыгравший Человека-Муравья, выигрывает партию у Стивена Хокинга. Ролик использовали для кампании по сбору средств на коммерческую версию на Kickstarter.

Правила квантовых шахмат построены на базе обычных, к ним добавляются понятия суперпозиции и квантовой запутанности. Основное изменение правил — квантовый ход. Он не доступен пешкам. И изменилось условие победы — необходимо взятие короля, мата теперь недостаточно.

Принцип суперпозиция работает в квантовых шахматах для вариативного расположения фигура на разных досках. Как только происходит квантовый ход, количество досок удваивается, на одних досках фигура выполнила ход, на других она осталась на своём месте. В программе пользователь видит одну доску, представляющую все доски сразу. На ней отображаются все возможные положения фигуры на доске.

Шахматист и его оппонент не знают наверняка, где оказалась фигура после квантового хода. Игрок может выбирать между квантовым и обычным ходом. Обычный ход происходит сразу на всех досках. Только им можно осуществлять взятие, но необходимо угадать положение фигуры противника на доске.

При стечении игровых обстоятельств, чтобы снять неопределённость, проводится «замер». Он показывает реальное расположение фигуры на доске.

Быть экспертом в квантовой механике необязательно, но знания классических шахмат могут оказаться полезны.

Квантовая запутанность возникает при пересечении путей нескольких фигур в суперпозиции, тогда замер вероятностей произойдёт для всех связанных фигур.

Игра находится в раннем доступе в Steam за 249 рублей.