Минэк предложил меры поддержки строителей после их жалобы Путину

0
37

Минэк предложил установить минимальный уровень рентабельности в строительных госконтрактах и обязать заказчиков платить авансы. Летом строители транспортной инфраструктуры пожаловались Владимиру Путину на кризис в отрасли

Минэк предложил меры поддержки строителей после их жалобы Путину

Минэкономразвития предложило ряд мер поддержки строителей транспортной инфраструктуры, которые летом пожаловались президенту Владимиру Путину на кризис в отрасли. Среди этих мер— минимальный уровень рентабельности в госконтрактах и обязанность заказчиков выдавать авансы.

Это следует из письма замминистра экономического развития Владислава Федулова, которое он отправил 25 октября на согласование в аппарат правительства и Минстрой. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в одном из профильных ведомств. РБК направил запросы в аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина (курирует строительство), Минэкономразвития, Минстрой и Минфин.

Минэк предложил меры поддержки строителей после их жалобы Путину

В июне главы восьми крупных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан», направили президенту письмо, в котором говорится, что система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. Кроме того, понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены в таких контрактах. Все это, по их словам, ввергло отрасль в убытки. Тогда Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину рассмотреть это письмо.

Что предлагает Минэкономразвития

Федулов пишет, что при подготовке доклада Путину о мерах, направленных на повышение экономической устойчивости строительного комплекса, целесообразно учесть следующие предложения.

  • Установить минимальный уровень рентабельности (сметной прибыльности) строительных государственных контрактов в размере не менее 20% от их затрат. Такая рентабельность позволит подрядным организациям выплачивать проценты банкам, а также получать предпринимательский доход при исполнении госконтрактов. По данным Национального объединения строителей (НОСТРОЙ; входит более 90 тыс. застройщиков и строительных подрядчиков), сейчас сметная прибыль при строительстве объектов не превышает 4–7%.
  • Обязать госзаказчиков предоставлять авансы по строительным контрактам в размере до 70%. Для этого правительству необходимо утвердить отдельным актом порядок казначейского сопровождения таких контрактов. Для получения авансов исполнители предоставляют банковские гарантии от уполномоченных банков— это исключает риски для государства при расходовании бюджетных средств, указывает Федулов. При этом для повышения уровня надежности банков, которые предоставляют банковские гарантии, он предлагает повысить требования к ним. Для этого нужно внести изменения в распоряжение правительства об утверждении перечня таких банков. Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова отмечает, что сейчас авансы предусмотрены в госконтрактах, но обычно не превышают 30% и строители их получают на казначейские счета, то есть в большинстве случаев они не могут на эти деньги закупить материалы.
  • Обязать госзаказчиков проводить только электронные конкурсы при цене контракта в сфере строительства свыше 10 млн руб. Это позволит отказаться от электронных аукционов, которые приводят к существенному падению цены контракта и низкой конечной рентабельности. По закону о конкурентных процедурахв конкурсе побеждает участник, предложивший наилучшие условия выполнения контракта, а в аукционе— исполнитель, готовый осуществить работы за меньшую стоимость.
  • Устанавливать цену госконтракта на момент утверждения проектной документации с учетом индексов пересчета в цены следующих лет. Это позволит корректировать стоимость заключенных контрактов в случае колебания стоимости на строительные материалы без проведения повторной государственной экспертизы.
  • Наделить казначейство полномочиями цифрового контроля сроков авансов подрядным организациям, чтобы сократить случаи образования у них кассовых разрывов.

Представитель «Стройтрансгаза» сказал РБК, что компания поддерживает эти предложения Минэкономразвития и ожидает, что они будут согласованы Минстроем, который является регулятором в области ценообразования и сметного нормирования градостроительной деятельности, и включены в федеральный реестр сметных нормативов. РБК направил запрос в пресс-службы «СГМ-Мост» и «Автобана». В целом все эти меры могут помочь строительным компаниям стабилизировать свое финансовое положение в краткосрочной перспективе, полагает Галактионова. Если их согласуют в правительстве и Минстрое, то у строителей будет стимул работать по госконтрактам, а количество конкурсов, в которых никто не стал участвовать, может сократиться, добавила она. Но в отрасли остаются нерешенными системные проблемы с ценообразованием, закредитованностью и пробелами в контрактной системе, напомнила она.

Отрасль в кризисе

По данным крупнейших строительных подрядчиков, отрасль строительства транспортной инфраструктуры с 2015 года фиксирует убытки, которые суммарно за пять лет достигли 137 млрд руб. За пять лет ликвидировано 54% предприятий. Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза. По данным InfraONE Research, только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб.

Но Минстрой оказался не согласен с проблемами строителей. В докладе президенту и правительству в июле ведомство сообщило, что у преобладающей доли дорожно-строительных организаций за период с 2015 по 2020 год наблюдался рост чистой прибыли на 19–125%. Рассмотрев все проблемы, которые обозначили строители в своем письме Путину, министерство решило, что они «могут быть решены в рамках действующих инструментов государства».

Как относятся к этим предложениям другие ведомства

Минстрой согласен с идей авансирования контрактов до 70% при предоставлении банковских гарантий либо при установлении казначейского сопровождения. Это следует из письма замминистра Сергея Музыченко в Минэкономразвития и Минфин от 6 октября (у РБК есть копия письма). Ведомство также поддерживает переход от аукционов к конкурсам и отказ от цены как единственного критерия при определении поставщиков.

Минэк предложил меры поддержки строителей после их жалобы Путину

Помимо этого Минстрой выдвинул еще ряд предложений, включая проработку концепции отдельного законопроекта о подрядах для государственных и муниципальных нужд. Ведомство также предлагает предусмотреть возможность компенсации подрядчику расходов за опережающую сдачу объекта в эксплуатацию, возможность изменения цены контракта в пределах 30% по решению заказчика, а также определить случаи увеличения цены контракта свыше 30%. В Минстрое также считают необходимым предоставить госзаказчикам право принимать решение о корректировке стоимости действующих контрактов сроком до года в связи с ростом цен на строительные материалы.

Возражения к такой масштабной поддержке есть у Минфина. Министерство не поддерживает идею о предоставлении авансов по госконтрактам в размере до 70%, обосновав свою позицию отсутствием необходимого объема денежных средств в соответствующем бюджете, говорится в письме замминистра финансов Алексея Лаврова в Минэкономразвития от 12 октября (у РБК есть копия документа). Кроме того, Минфин предупреждает о неготовности банков к выдаче банковских гарантий, предусматривающих обеспечение финансовых обязательств в таком размере по крупным контрактам, а также об увеличении расходов на их оплату и, как следствие, увеличении цены контракта в связи с включением в нее таких расходов.

Минэк предложил меры поддержки строителей после их жалобы Путину

Светлана Бурмистрова,

Минэк предложил меры поддержки строителей после их жалобы Путину

Инна Сидоркова Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех

Минэк предложил меры поддержки строителей после их жалобы Путину

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь