ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

0
48

Идея — отменить госрегулирование тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах, заменив их на адресные льготы детям, принадлежит РЖД. Но это может привести к росту цен на некоторые билеты, предупредили эксперты

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала предложение РЖД по дерегулированию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах. Об инициативе монополии и позиции службы, следует из письма главы ФАС Максима Шаскольского, которое он отправил 19 августа первому вице-премьеру и председателю совета директоров РЖД Андрею Белоусову. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в Союзе операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейших железнодорожных операторов, на которые приходится более 70% парка грузовых вагонов).

Это письмо является ответом на поручение Белоусова от 27 июля «принять согласованное решение» по предложениям железнодорожной монополии. Аналогичное поручение получили Минэкономразвития, Минтранс и Минфин, следует из документа (РБК направил запросы в ведомства).

Представитель РЖД отказался комментировать межведомственную переписку. «Однако считаем, что любые изменения в части регулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах должны быть направлены на безусловное сохранение их доступности для населения»,— отметили в пресс-службе железнодорожной монополии. Представитель Белоусова отказался от комментариев. В ФАС на момент публикации на вопросы РБК не ответили.

Как формируется цена на билеты

Сейчас тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования регулируются государством— их ежегодно индексирует ФАС на уровень не выше инфляции. Так, с 1 января 2021 года они выросли на 3,7%. Под регулирование не попадают только тарифы в вагонах «купе», «СВ» и «люкс», для которых применяется система динамического ценообразования: стоимость билетов формируется в зависимости от сезона, дня недели, спроса и количества проданных мест— при высоком спросе они растут.

Убыточные перевозки

В 2020 году из-за последствий пандемии коронавируса пассажирские перевозки РЖД сократились на 41,4%, до 78,1 млрд пассажиро-километров. Компания получила чистый убыток в 52,9 млрд руб. по МСФО за 2020 год против 155,7 млрд руб. чистой прибыли «в связи с убыточностью пассажирского сегмента», говорилось в ее сообщении. Убыток «дочки» РЖД Федеральной пассажирской компании (ФПК) составил 34,8 млрд руб. (в 2019 году была прибыль на 6,6 млрд руб.).

«ФАС поддерживает предложения РЖД по изменению механизма субсидирования и дерегулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах»,— пишет Шаскольский Белоусову. Сейчас в случае убыточности пассажирских перевозок по регулируемым ценам, государство частично компенсирует потери железнодорожных операторов в виде субсидий. Например, в конце апреля 2021 года правительство приняло решение направить на стабилизацию финансового положения пассажирских компаний в пригородном и дальнем следовании более 11 млрд руб., из которых 5,5 млрд рублей предназначалось ФПК.

Читайте на РБК Pro

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Великое увольнение: почему ценные сотрудники массово уходят «в никуда»

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Просто будь совой: как нищий канадец заработал $4 млрд на мини-маркетах

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Цены на золото взлетят до $3–5 тыс. Какие акции от этого выиграют

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

США угрожает новая «Великая инфляция». Что нужно знать инвестору

В случае отмены регулирования тарифов на пассажирские перевозки цены на железнодорожные билеты в плацкартных и общих вагонах вырастут, предупреждает отметил генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Сейчас тарифы искусственно сдерживаются государством и не соответствуют себестоимости, о чем свидетельствуют убытки операторов, указывает он. Но авиакомпании-лоукостеры будут сдерживать рост тарифов, добавляет эксперт.

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Вопрос о дерегулировании пассажирских перевозок в последние годы возникал неоднократно, напоминает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Еще в ноябре 2017 года соответствующее поручение давал Аркадий Дворкович, занимавший на тот момент пост профильного вице-премьера. Но эта проблема так и остается нерешенной, хотябы потому, что на одних направлениях есть альтернатива поезду, на других— нет, указывает он. Например, на таких промежуточных станциях, как Печора в республике Коми, есть только поезд и в таких случаях тарифы могут быть необоснованно завышены перевозчиками (в случае отсутствия регулирования).

В Евросоюзе в связи с небольшой долей железнодорожного транспорта в общем перевозочном процессе, перевозчики работают по свободным тарифам. А в США железные дороги находятся в частном секторе, но частично получают финансовую поддержку из государственного бюджета, говорит Янков.

Какие еще изменения предлагают РЖД и ФАС

Одновременно с дерегулированием пассажирских перевозок глава ФАС вслед за РЖД также предлагает адресно субсидировать перевозки детей до 18 лет в купейных, плацкартных и общих вагонах. «Вместо компенсации за непроданные места в поездах, как в действующем механизме, считаем необходимым субсидировать, как предлагает РЖД, перевозку детей по льготным ценам»,— пишет он.

Два года назад бывший на тот момент руководителем ФАС Игорь Артемьев также сообщал, что действующие механизмы регулирования и субсидирования тарифов РЖД «компенсируют плохую работу перевозчика»— непроданные места в плацкартных и общих вагонах (это влечет за собой убытки, которые сейчас частично компенсируются из бюджета). Он тогда, как раз, предлагал перестать субсидировать перевозки в таких вагонах в целом, выделив взамен ряд «социально значимых» направлений, на которые и будут направляться госсубсидии.

Переход к адресным льготам— это хорошая инициатива, потому что она поможет снизить убытки РЖД от пассажирских перевозок и меньше их субсидировать, замечает Бурмистров. Но программа требует доработки, так как не очень понятно, почему сейчас выделили перевозки только детей, а других льготников, включая пенсионеров,— нет, добавляет эксперт.

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Программа субсидирования семей с детьми до 18 лет уже начала действовать. Согласно июньскому постановлению премьера Михаила Мишустина, льготный тариф для поездок в купейных вагонах для них рассчитывается как разница между стоимостью билета по выбранному маршруту (по России) в купе и 50% его стоимости в плацкартном вагоне. На компенсацию этой льготы в 2021 году в бюджете предусмотрено более 1,3 млрд руб.

ФАС против изменения грузовых тарифов

В письме вице-премьеру Андрею Белуосову глава ФАС Максим Шаскольский не поддержал еще одну инициативу РЖД по индексации тарифов на перевозку грузов в привязке не к потребительским ценам на товары, а к динамике промышленных цен, с которой компания выступила в мае.

Эти изменения не отвечают принципу долгосрочности и предсказуемости, так как потребуют ежегодной «донастройки» тарифов, указывает глава антимонопольной службы. Отказ от текущего порядка индексации тарифов по формуле «инфляция минус» снижает заинтересованность монополии в оптимизации затрат, в том числе, при закупках продукции, добавляет он. По мнению Шаскольского, в конечном итоге это может привести к росту себестоимости продукции во всех отраслям экономики и «неконтролируемому росту инфляции».

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров

Светлана Бурмистрова Подпишись на FB РБК Получайте новости быстрее всех

ФАС поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров