Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компан

0
12

Чаще всего организаторами и участниками мошеннических схем в компаниях стран СНГ становятся сотрудники среднего звена, показал опрос Deloitte Forensic. Пандемия же создала дополнительные сложности для борьбы с мошенничеством

Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компан

В последние два года с корпоративным мошенничеством столкнулись более половины (55%) работающих в России и странах СНГ компаний, свидетельствуют данные опроса Deloitte Forensic. Наиболее подвержен этому риску оказался крупный бизнес— 73% жертв мошенников представляли компании с численностью персонала более 1 тыс. человек.

«В странах СНГ корпоративное мошенничество исторически было и остается одной из ключевых угроз для бизнеса, причем как с точки зрения финансовых, так и репутационных рисков»,— говорится в отчете Deloitte Forensic (есть в распоряжении РБК).

Отчет сфокусирован на анализе случаев внутреннего мошенничества— с участием сотрудников компаний, пояснила РБК партнер практики «Форензик» Deloitte в СНГ Алина Соколова. Случается, бизнес думает, что имеет дело с внешним мошенничеством, но на самом деле замешаны сотрудники, которые могли передать злоумышленникам инсайдерскую информацию, указала она.

Способы мошенничества

Самой популярной мошеннической схемой эксперты назвали сговор сотрудников пострадавшей компании с ее контрагентами. К числу других популярных у мошенников способов были отнесены (в порядке убывания):

  • присвоение активов компании и их использование в личных целях;
  • взяточничество и коммерческий подкуп;
  • физическое хищение денежных средств, активов и товарно-материальных ценностей;
  • кибермошенничество;
  • мошенничество с финансовой отчетностью;
  • жульничество со схемами выплат возмещения сотрудникам.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Airbnb объявила о намерении разместить акции на бирже

Действия мошенников не только причиняют компаниям финансовые потери, хотя именно их участники опроса Deloitte Forensic упоминали чаще всего (46%). Более трети респондентов пожаловались также на ущерб для репутации и имиджа компании, а еще 15%— на ухудшение моральной обстановки в рабочем коллективе.

Читайте на РБК Pro

Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компан

Глава Mail.ru Дмитрий Гришин: «Общага Бауманки — как Кремниевая долина»

Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компан

Антипотребление: почему люди покупают меньше и как на это отвечают бренды

Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компан

РБК Pro: Microsoft в стиле «рок». Как менялся логотип знаменитого бренда

Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компан

Новые налоги: сколько потеряют вкладчики и инвесторы

«55% опрошенных компаний столкнулись с мошенничеством в 2019–2020 годах. Скорее всего, респонденты раскрыли только подтвержденные, официально доказанные факты хищений. Реальныхже случаев, на наш взгляд, гораздо больше. Просто зачастую у бизнеса недостаточно ресурсов, чтобы провести полное расследование»,— отмечает Соколова из Deloitte.

Менеджеры среднего звена

Чаще всего организаторами и участниками мошеннических схем, как показал опрос, были сотрудники среднего звена. На их вовлеченность в мошеннические действия пожаловались 56% участников опроса, в то время как на аналогичные действия топ-менеджеров— около 22%.

«Тем не менее хочется отметить, что хотя сотрудники высшего звена и собственники бизнеса реже являются организаторами мошеннических схем, ущерб от их действий может значительно превосходить потери, вызванные действиями сотрудников среднего звена»,— отмечается в отчете Deloitte Forensic. Может быть и так, что в компаниях не всегда внутренние расследования доводятся до конца, если след ведет в сторону высшего звена и руководства, добавила Соколова.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В «Яндексе» словами «мы расстроились» описали срыв сделки с «Тинькофф»

Наиболее подверженными риску корпоративного мошенничества подразделениями компаний участники опроса назвали отделы и департаменты, отвечающие за проведение закупок (71%), а также маркетинг и продажи (59%).

Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компан

Влияние пандемии

В исследовании подчеркивается, что пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и спровоцированное ею ухудшение финансового положения вынудило многие компании пересмотреть свои бюджеты, в том числе за счет сокращения расходов на противодействие угрозам со стороны мошенников. Дополнительно осложнил ситуацию перевод сотрудников на удаленный режим работы, из-за которого более чем в половине компаний отменили или упростили контрольные процедуры. При этом сами мошенники в сложной экономической ситуации, наоборот, стали изыскивать дополнительные способы вывода денежных средств и активов из компаний.

В этих условиях, отмечает Deloitte Forensic, компании стали чаще прежнего сталкиваться с киберпреступниками и негативными последствиями утечки данных. Обе эти угрозы считаются обычными для бизнеса на территории СНГ, однако в условиях удаленного режима работы они, как отмечает эксперты Deloitte, вышли на первый план.

Эксперты Deloitte назвали самые популярные виды мошенничества в компан

Еще одним вызванным COVID-19 трендом в отчете Deloitte названо нарушение контрагентами условий ранее заключенных контрактов. «Неплатежеспособность контрагентов может привести к росту риска манипуляций. Например, недобросовестный контрагент может войти в сговор с сотрудником компании для увеличения кредитного лимита, размера аванса на услуги или работы»,— подчеркивается в исследовании.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Трамп подписал закон об ограничении работы иностранных компаний

Последствия для мошенников

«В большинстве случаев компании расследуют случаи мошенничества самостоятельно. Наша практика показала, что чаще всего компании обращаются в правоохранительные органы только по поводу вопиющих случаев»,— сказала РБК Соколова.

По ее словам, бизнес также старается не привлекать внимание к системному мошенничеству, где повязана группа сотрудников и вовлечено руководство, хотя за последние годы бизнес стал немного чаще сообщать полиции о случаях корпоративного мошенничества.

Российское трудовое законодательство отстаивает права работников, поэтому порой даже уличенного в мошенничестве сотрудника крайне сложно уволить, обращает внимание партнер практики «Форензик» Deloitte, добавляя, что «к большому сожалению, пострадавшим компаниям приходится увольнять сотрудников за проступки по соглашению сторон, а не заслуженно громко».

В опросе Deloitte Forensic приняли участие представители (собственники и топ-менеджеры, сотрудники служб безопасности, юристы, контролеры, аудиторы и т.д.) 75 компаний, работающих:

  • в России и других странах СНГ— 36;
  • только в России— 28;
  • только в других странах СНГ— 11.

Компании представляли 15 основных секторов экономики— от нефтедобычи и переработки до машиностроения и сельского хозяйства. В обзоре компаний акцент был сделан на представителей легкой промышленности, производства товаров повседневного потребления, торговли, финансов и инвестиций, а также фармацевтики и медицинской промышленности, то есть тех отраслей, которые Международная ассоциация по расследованию хищений (ACFE) выделила как наиболее подверженные рискам мошенничества.

Евгений Калюков, Иван Ткачёв